5775 год месяц Тишрей
5775 год месяц Тишрей
Расписание молитв на РОШ АШОНА 5775
24 сентября 1830 - праздничная молитва .лехаим
25 сентября 1000 – утренняя молитва Шахарит, трублением в Шофар в 1145;
25 сентября 1800 – Ташлих (на берегу
р.Днепр); трублением в Шофар
25 сентября 1935 - праздничная молитва Маарив
26 сентября 1000 – утренняя молитва Шахарит;
1145 – трубление в Шофар;
26 сентября 1830 зажигание субботних свечей и кабалат шабат
27 сентября 1000 – утренняя молитва Шахарит;
Шана това уметука!
Шана това уметука!
Многим известно ,что 22-декабря, самая длинная ночь и самый короткий день.
В первое десятилетие советской власти начали праздновать день энергетика и даже после распада СССР этот праздник не отменили. И наш духовный праздник света (Ханука) совпадает с этим светским праздником. Является Это совпадение случайным?
Рассуждая об этом следует заметить, что добиваясь духовной свободы наши предки одержали блестящею военную победу над греками целью и результатом которой стало восстановление службы в иерусалимском храме зажигание Миноры. Это простое физическое действие явилось доказательством огромной духовной силы Хашманеев и людей их подержавших. Поддержка Всевышнего проявилась в чудесной энергоемкости одного кувшинчика масла, обеспечившего горение Миноры в течении восьми дней вместо одного. Но перенесемся в наше время на более тысячу сто лет от событий того времени.
Сегодня мы зажигаем ханукальные светильники в каждом еврейском доме;
Мы зажигаем ханукальный светильник (конструкция которого встроена в специальное ограждение рядом с памятным знаком жертвам могилевского гетта, который расположен на пересечение улиц Лазаренко и Первомайской:
Сам памятный знак (камень) освещает специальный прожектор, так же установлен нашей общиной.
Мы зажигаем свет ханукального светильника в самых святых местах нашего города. Это конечно же район Школище, (ул. Большая Гражданская 13),рядом с зданием бывшей синагоги переданной общине безвозмездно в 2009 году , решением президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко:
Печальным подтверждением того, что "темная часть" в нашем мире присутствует ста тот факт, что 10 декабря 2010 года наш ханукальный электрический светильник высотой более трех с половиной метра был сорван с битового фундамента и этот акт вандализма, антисемитизма и крайней без духовности тех "замороженных" личностей, которые в довершение содеянного пытались утопить его в реке Днепр, но благодаря Всевышнему им это не удалось.
20 декабря 2011 года перед праздником Ханука был восстановлен на прежнем месте. Его свет в течении каждого вечера на протяжении восьми дней освещал это святое место на Школище и добавлял нам духовные силы. Но не только нам , а Могилевчанам и людям доброй воле. Вот такой у нас в Могилеве еврейский день энергетика – Ханука.
Мы зажигали ханукальные светильники в синагоге для наших деток и их родителей, с танцами с пончиками подарунками и савевончиками . Мы зажигали светильники вместе с нашими гостями из Кричева, Борисова и Москвы. Мы зажигали под фарбренген, фартринкен, фарбайсен , можете нам поверить, Будь Здоров!
Во время слякотного декабря, когда темно и сыро в еврейских общинах отмечают новый год хасидизма.
Хасидизм определил новые подходы к духовной жизни. На первый взгляд простые:
- уважение и любовь к Всевышнему не зависимо от социального статуса человека и возможность их свободного проявления;
- возможность каждого человека получать знания нашего Учения – Торы без ограничений включая маленьких детей, представителям всех сословий;
- уважительное и трепетное отношение между людьми независимо от их материального и социального положения в обществе.
В честь этого события руководство Иудейской Религиозной Автономной Общины г.Могилева провело 14 декабря 2011 года (19 Кислева 5772г.) вечерний Фарбренген с лехайм, танцами и хорошо накрытым столом (Благодарим спонсоров и Розу Болотину).
Камень без оправы хорош, но в оправе благороднее!, - такая мысль посетила председателя общины Эли Генилис, после установки несколько лет назад памятного знака жертвам могилевского гетто по ул. Лазаренко (бывшая ул. Виленская). С участием детей Ури и Давида Генилиса, с использованием их рисунков и предложений был составлен эскиз декоративной ограды, которую планировалось поставить рядом с камнем. В итоге был предложен эскиз в основе которого 2 элемента декоративной ограды, центральной частью которой был выбран ханукальный светильник (девятисвечник) с встроенными лампадами, для зажжения в них свечей. В левой и правой части свободного пространства ограды расположены соответственно Лань и Лев, выполненные в примитивистском стиле и символизирующие приход эры всеобщего благоденствия (Мошиаха). Как сказано в Гавторот, что Лев будет сидеть напротив Лани и не причинит ей вреда. Сама Ханукия – девятисвечник является символом победы сил света над тьмой, что актуально для данного памятного знака. Не случайным является совпадение 9 подсвечников на светильнике с 9 Мая – Днем Победы. Непереоценимое значение Дня Победы известно людям всего мира. Победы над мировым злом, облекшемся на этом историческом этапе в личину фашизма и принесшего столько бед человечеству, в т.ч. еврейскому народу, который предполагалось подвергнуть полному уничтожению. Не лишним будет повторить то, что благодаря советскому солдату, солдатам антигитлеровской коалиции среди которых было немало евреев это зло было уничтожено (но как показывает современность не до конца). Благодаря этой дате произошло одно из чудесных событий – признание государства Израиль. Вышеперечисленное и символика декоративной ограды еще раз подтверждает, что людские жертвы (безвинно уничтоженных мирных жителей г. Могилева) были не напрасны. И шестиконечные звезды, которые нацисты заставляли делать на одежде узников гетто, не канули в лету, а лишь подтвердили бессмертие человеческой души. Не случайным является и то, что наиболее трагическими днями для еврейского народа с древнейших времен был день 9 Ава, когда были разрушены Первый и Второй Храмы, произошли и другие трагические события. А 9 Мая в современной истории дает надежду всему миру на то, что дальнейшая история человечества не будет отмечена столь трагическими событиями. Общая тема для данной декоративной ограды – это призыв к миру, бессмертие человеческих душ. Ранее установленный памятный знак, в виде крупного камня должен был получить более полный смысл, символизирующий разрушение Храма, (в связи с чем на еврейских могилах принято класть камешки), а стилизованная ограда – напоминает нам о людях, которые не были захоронены а варварским способом были сброшены в общие ямы.
Установка декоративного ограждения – наш долг перед памятью предков и для будущих поколений
Председатель общины Эли Генилис и раввин Менахем Мендел Альперович подготовили письмо с которым они обратились к председателю Могилевского горисполкома Станиславу Петровичу Бородавке. При его личной поддержке и содействии начальника архитектурного управления Романа Васильевича Белясова силами общины 27.06.2011г. было установлено декоративная ограждение. Дополнительно предложено силами Могилевского горисполкома благоустроить место установки памятного знака с ограждением. Установка ограждения совпала с празднованием нескольких юбилейных и знаменательных дат в истории Могилева и Беларуси, которые неотъемлемо связаны с трагическими событиями, происшедшими в могилевском гетто: 70 летие начала Великой Отечественной войны и обороны г. Могилева; освобождение Могилева и Беларуси от немецко-фашистских захватчиков; День города; День Независимости Республики Беларусь, которые будут отмечаться в эти дни с проведением массовых мероприятий. Наша независимость дает нам возможность стремиться не только к материальному благополучию, но и чувствовать себя свободными в проявлении нашего стремления к повышению своего духовного уровня, увековечиванию непреходящих ценностей, которые были переданы нам предыдущими поколениями.
Материал подготовлен председателем общины Эли Генилис
Прошедший шаббат 23 сивана
27.06.2011г. в общине собрались мужчины для поминальной молитвы и поддержки известного в городе человека зам. главврача городской больницы и депутата областного совета Гуревича А.Р. и его жены Александры. Прошло 30 дней со дня безвременной смерти его дочери Марии. В память о ней было сказано много теплых слов как человеку, которая много добилась в своей жизни сама и стала врачом, как и её отец…
Были прочитаны поминальные тексты. Сказано много слов поддержки.
Многие из предков Гуревича А.Р. были уничтожены в 1941 в Лепельском гетто. И поэтому было решено чтобы присутствующие на поминальном вечере зажгли свечи на только что установленной ограде памятного знака. Что было и сделано в честь памяти Гуревич Марии и его близких, погибших в огне Холокоста.
Уважаемые юноши и девушки!
Приглашаем Вас на
молодежный семинар
"Иудизм- свет дружбы и понимания",
который состоится 27 по 29 мая 2011г. в гостиничный комплекс "Родник" расположенный на окраине городской черты (район КСИ по дороге на Полыковическую Крыницу). Адрес: Могилевский район д.Полыковичи.
Семинар проводится благодаря поддержке фонду Мирилашвили
Юноши и девушки могут записаться у раввинов общин.
Справки по телефону:
. 251803. 80296553238. 80445868770
Иудейская Религиозная Автономная Община г.Могилева поздравляет вас с праздником Песах 5771 Г. и приглашает с 10.04.2011г. по 14.04.2011г. с 12-00 до 18-00 приобрести мацу в помещении синагоги (ул.Комсомольская,.д.8 2этаж)
Одновременно сообщаем, что:
18.04.2011г. состоится Пасхальный Седер с чтением пасхальной hагады и традиционной пасхальной едой, в помещении синагоги (ул.Комсомольская,.д.8 2этаж)
Для молодежи программа будет проходить в помещении "Сохнут" (ул.Комсомольская,.д.8 4этаж)
начало в 20-00 часов.
19.04.2011г. состоится Пасхальный Седер в помещении синагоги (ул.Комсомольская,.д.8),
начало в 21-00 часов
Пригласительные билеты в синагоге.
Справки по тел.: 25-18-03; 28-80-45; 8-0296-55-32-38
В субботу 15 января (10 швата) особая дата – йорцайт шестого Любавического Ребе и это день, когда седьмой Ребе принял на себя руководство Любвавическим движением.
Отметим это событие в синагоге по ул. Комсомольская 8а к.21 в 11 часов. После чтения Торы вспомним о великих людях за одним столом с Лехаим! Ждем Вас!
25 января (10 швата) в помещении общинного центра ХаБаД состоялся традиционный хасидский фарбренген. В этот день, в 1950 году, 6-й Любавичский Ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон покинул мир, и год спустя главой ХаБаД становится его зять – Ребе Менахем Мендл Шнеерсон.
В Советской России Ребе Йосеф-Ицхак отважно и бескомпромиссно вел борьбу с евсекцией и ГПУ, а в США превратил Нью-Йорк в мировой центр движения ХаБаД. Его зять и духовный преемник седьмой Любавичский Ребе достиг такой трансцендентной любви и уважения, что нередко религиозно– экзальтированные граждане, даже почитают его за Машиаха. На это можно возражать, но не подлежит сомнению тот факт, что Ребе был мудрым учителем и ярким лидером, а его движение достигло такого размаха, что один известный раввин заметил примерно следующее: ”Где бы я ни побывал, неизменно встречал две вещи: кока-колу и любавичских хасидов”.
Участники фарбренген собрались, несмотря на напряженный трудовой день и неблагоприятные погодные условия. Славно текущая беседа, теплая дружеская обстановка и, небольшой “лехаим”, помогают снять противоречия между божественной душой и бренным телом и те достигают вожделенного консенсуса.
Приятно отметить, активно представленных на фарбренгене посланцев литовской общины, подтверждающих своим визитом известную гипотезу о том, что хасидов на самом деле гораздо больше, просто не каждый подобным образом себя самоидентифицирует. Вышеозначенный факт говорит также в пользу заложенной в учении Ребе универсальной идее, призывающей к единству.
Михаэль Дерновский
" Славно встретили Хануку..." Однажды эти слова я уже писал, но писал с горькой иронией, отчаявшись и следуя совету Элияу бен Берахэля '' Буду говорить и станет легче мне '' (Иов 32:20).
То была реакция на празднование Хануки 5763 года и иные акции, проводимые руководством еврейской общины под патронажем неохристианских организаций экстремистского толка, на которых профессиональные провокаторы активно и тонко насаждали чуждую нам разрушительную идеологию. Пишу это лишь для того, чтобы было понятно, какой духовный Холокост мы переживали в ту пору. Та Ханука была нашим поражением.
Прошло несколько тревожных лет. Экспансия раввинов, смена руководства общины и мои стенания, с Божьей помощью, определили новый позитивный вектор развития общины. Сегодня можно без тени иронии написать: Славно встретили Хануку 5770 года представители всех сословий и направлений, возрастов и политических взглядов, в едином порыве, восклицая "Амен", под руководством бессменного лидера, Хасида и Человека М. М. Альперовича. С неослабевающим вниманием воодушевленный зал выслушал выступление председателя общины Эли Генилиса и почетного старейшины Зеликова Давида Абрамовича.
Среди составляющих успеха, заявленного Е. Валевича, отмечу ставшее событием феерическое выступление воспитанников школы "ОР Авнер", сумевших за короткий срок подготовить самодостаточный концертный блок, который хорошо разогрел зрителей к моменту выхода артиста. Даже анекдоты с бородой, как у пожилого хасида, вовремя и умело поданные, слушали, открыв рот, что говорит об актерском обаянии и высоком профессионализме. Есть еще одно уникальное качество у Евгения. Он напомнил многих моих друзей и знакомых, он похож одновременно и на ''Фиму'' и на ''Додика'' и выступил как собирательный образ галутного еврея новой формации.
Все было на должном уровне: репертуар, качество фонограмм, режиссура, свет....
Сложно переоценить эти события, не зная недавнего прошлого.
А за окном отменная зима, зажженная на балконе Драматического театра Ханукия приятно возбуждает, и хочется воскликнуть: ''Вперед и с пейсами'' или c песнями, а лучше и с тем и с другим.
Михаэль Дер Новский
3 июня 2009 г. председатель иудейской религиозной автономной общины Эли Генилис, раввин Менахем-Мендель Альперович прибыли на прием к губернатору могилевской области Петру Михайловичу Руднику.
Обсуждался вопрос актуализации вероисповедного участка на еврейском кладбище по ул. Ольчинской в г. Могилеве.
Проблемой является то, что в 80-е годы без согласования с евреями г. Могилева начались захоронения людей других национальностей. При этом разрушались старые надгробья и могилы, так как территория под еврейское кладбище была выкуплена более 300-х сот лет назад. Правовой беспредел приобрел наибольший размах в конце 80-х годов и продолжался в 90-е гг. Варварски сносились старые еврейские захоронения и на их месте незаконно возникали новые нееврейские могилы с установкой ограды размером на десяток могил.
К 2003 году за счет средств еврейского иностранного спонсора взамен разрушенного забора было возведено бетонное ограждение всей территории кладбища, построен специальный домик и установлен памятный знак на месте, где были преданы земле останки от еврейских захоронений, варварски разбросанные на кладбище. На новых воротах красовались шестиконечные звёзды и еврейская символика.
Но к моменту окончания работ, кладбище без согласования с религиозными еврейскими организациями было названо общественным и закрыто. До сих пор имеют место случаи новых захоронений вне пределов, существующих оград. При этом на кладбище остался ранее выделенный (в 1999 г. могилёвским горисполкомом) в законном порядке участок, который пустует до сих пор, но похоронить по еврейской традиции умершего представляется весьма затруднительным, так как у многих отсутствуют места в оградах ранее умерших родственников.
Тем самым нарушаются одно из прав, предоставляемых конституцией Республики Беларусь на свободу вероисповедания, так как отсутствует возможность захоронения умерших по законам иудейской веры.
На кладбище до сих пор подавляющее большинство могил остаются еврейскими. В том числе братское захоронение более 23-х тысяч останков людей еврейской национальности, которые были зверски замучены во время фашистской оккупации 1941-1944 гг. На этом кладбище похоронены евреи, которые с честью во время второй мировой войны: защищали свою родину на фронтах, самоотверженно работали на трудовом советском фронте, испытали все муки эвакуации, восстанавливали разрушенный Могилёв, внесли огромный трудовой вклад в наше сегодняшнее благополучие и наследие. Никто из них не думал, что на еврейском кладбище будут иметь место такие беспорядки и никто не вспомнит о нравственности и других общечеловеческих ценностях, которые так легко нарушить, но как оказалось, очень трудно восстановить. Спадчына (бел.) – наследие – это то, что мы оставляем нашим потомкам. Она не должна иметь черноту, чёрствость и уродство…
Все это было изложено губернатору области во время встречи, и им без лишних проволочек дано поручение соответствующим службам в недельный срок изучить проблему и предложить пути ее решения.
От «грустного» встреча перешла к более интересной части, где были высказаны пожелания взаимного сотрудничества на благо людей, проживающих в городе и области. Представителями общины губернатору были отданы знаки внимания и подарен еврейский календарь. Встреча закончилась на оптимистической ноте и вселила уверенность на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Мы надеемся, что в преддверии великой и славной даты 65-й годовщины освобождения Беларуси и города Могилёва от немецко-фашистских захватчиков восторжествует историческая и нравственная справедливость в отношении еврейского кладбища в городе Могилёве
.
В пятницу 29 мая в 11.00 в синагоге состоится мероприятие посвященное празднику дарования Торы – Шавуот.
.
Мероприятие начнется в синагоге с прочтения 10 заповедей за которыми последует интересная программа для детей с призами и сюрпризами
Вечером 29 мая в 19.30 в синагоге состоится праздник Шавуот с прочтением 10 заповедей и обычная Шаббатняя программа.
В шаббат 30 мая в 11.15 в синагоге состоится поминальная молитва
«Изкор».
Мы приглашаем Вас, родители, взрослые и дети, придти и отпраздновать с нами праздник дарования Торы.